Фольклор
Добро пожаловать в мир знаний и фольклорных сокровищ! Погрузитесь в историю, культуру и мудрость наших предков.
Фольклор – это устное и музыкальное народное творчество. К фольклору относятся загадки, пословицы, поговорки, приметы, частушки, былины и сказки.
Более подробно поговорим о былинах. Что же такое былина? Былина — это песнь о важном событии старины. Былины в народе так и называли — «ста́ринами», то есть сказаниями о реальных эпизодах истории. Такие песни исполняли певцы-сказители, изначально под аккомпанемент гуслей, позже — без музыки.
Появились былины в XI-XII веках. Как вы уже знаете в те времена Русь была разделена на княжества. Самыми большими и влиятельными княжествами были Киевское и Новгородское, поэтому чаще всего в былинах идет речь именно о них. Кстати и ученые разделяют былины на два цикла: киевский и новгородский.

Благодаря былинам мы можем узнать о быте и жизни наших предков, об их обычаях и культуре.

Как было сказано ранее, былины исполнял певцы-сказатели. Они произносили слова песни неторопливым речитативом или распевом, используя гусли. Сказатели сочетали торжественность и живые интонации, а сама речь была чем-то средним между рассказом и пением.
Обычно в былинах использовали множество метафор, сравнений, гипербол и аллегорий. Герои былин – богатыри – были очень сильными, выносливыми и благородными. Каждый из них побеждал чудищ, коими изображались враги Руси (Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Соловей разбойник).
В. Васнецов. Гусляры. 1899
Кто был главным богатырем на Руси?
Н. Рерих. Святогор. 1938
Слышали ли вы о таком богатыре, которого звали Святогор? Святогор – это богатырь, который по истине поражает своими исполинскими размерами и силой. В одной из былин рассказывается о том, как Илья Муромец встретил Святогора. Вот, что в ней говорится:

Заехал-то Ильюшенька Муромец

На те ль тут горы высокие,

Под ущелья были да плотные.

Как едет чудовище, что чудо ведь,

Сидит-то он ещё на добром коне,

Такого чуда он да ведь не видал,

Такого чуда он не слыхал.

Как тут разъехаться на добром коне,

Ударил он своей палицей богáтырской

Прямо тут ему буйну голову.

А как то ведь чудовище да идет-то,

На коне сидит да подремливат,

Назад-то ведь чудо не оглянется…

Только после третьего удара Святогор проснулся, протянул руку и положил Илью Муромца к себе в карман. Они ехали так некоторое время, пока конь Святогора не начал спотыкаться, на вопрос хозяина ответив, что тяжко ему везти двух богатырей. В конце былины Святогор умирает, передав часть своей силы Илье Муромцу.
Святогор олицетворяет собой ушедшую эпоху Руси – язычество и раздробленность. Илья Муромец же – становление русского государства, а смысл жизни богатыря – охрана Родины, единой и целостной.
Илья Муромец упоминается почти во всех былинах (а их около сотни!) за исключением нескольких новгородских. Почти во всех былинах Муромец изображается старым, мудрым, седовласым. За исключением одной. В ней рассказывается о чудесном исцелении Ильи Муромца. Илья любим народом, поэтому его можно назвать по истине главным богатырем Руси.
Так же как и Илья Муромец воинские подвиги совершают Добрыня Никитич и Алёша Попович. Все они охраняют Русь от врагов таких как: Соловей Разбойник, Тугарин, Змей Горыныч.
М. Врубель. Богатырь. 1898
Но ещё выделяют былину о Вольге и Микуле. Князь Вольга едет за данью и приглашает крестьянина Микулу, которого он встретил по пути, поехать с ним. В данном случае былина восхваляет трудовой подвиг крестьян – переход от охоты и собирательства к пашенному земледелию.
Образы богатырей в живописи
Итак, мы узнали о том, как отражались подвиги богатырей в литературе, но художники тоже не стояли в стороне. И здесь хочется рассказать сначала о картине Васнецова «Витязь на распутье».
В этой картине художник дает вольную интерпретацию былины «Три поездки Ильи Муромца». Он показывает богатыря в момент раздумья перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Васнецов трактует легенду как реальное событие, изображая витязя в этнографически и исторически достоверных «богатых азиатских доспехах», в естественной пейзажной среде, и достигает «сильного исторического настроения» и убедительности. Противопоставляя светлые и темные силы, Васнецов использует литературные приемы: светлая фигура рыцаря на белом коне и камень со зловещим черным вороном, разбросанные по степи кости и черепа. Трактовка пейзажа — бескрайняя степь, ассоциирующаяся с бескрайностью российских просторов, и одиночество тяжеловесной фигуры витязя на коне придают картине эпическое звучание. Русский музей. От иконы до современности.
1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину «Витязь на распутье» оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции «Витязя». В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа. Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.
В. Васнецов. Витязь на распутье. 1882
Ещё одна картина Васнецова «Богатыри» стала известна многим, благодаря ярким образам богатырей. Основная тема эпического полотна Виктора Васнецова – богатыри-воины, стоящие на защите рубежей родины. С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины, художник, по его словам, не переставал думать о произведении, считая его исполнение своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом».
В соответствии с основной темой он строит композицию картины, размещая на большом полотне три крупные фигуры фронтально, что создает впечатление силы и величественности. Персонажи приближены к переднему плану и благодаря точке зрения снизу воспринимаются стоящими на пьедестале. Остроконечные шлемы на головах будто подпирают небо. Плотные массы темно-зеленых холмов с густым темным лесом придвинуты к витязям. Композиция тем самым уплощается, стилистически приближаясь к настенной росписи.
Широкая распевная манера былинного эпоса помогла художнику при создании характерных черт персонажей картины и пейзажа. В центре – Илья Муромец, он прост и могуч. Согласно былинам, он крестьянский сын, родом из села Карачарова близ Мурома. В правой руке у него булава – не только оружие, но и символ великой силы и власти, а в левой – покоящееся до поры до времени копье, эмблема войны. В Илье Муромце чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Неразрывно слитый с могучим вороным конем, он – глава богатырской заставы, его фигура, расположенная в центре композиции, организует всю группу. Лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова.
По левую руку от Ильи Муромца – самый младший витязь, «напуском смелый» – Алёша Попович. Он ловок и находчив, готов для достижения цели пойти на любые хитрости. Молодой красавец, полный отваги, Алёша – большой выдумщик, певец и гусляр. В руках у него лук, а сбоку к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь, Добрыня Никитич, представителен и величав. Былины причисляют его к дружинникам киевского князя Владимира. В осанке Добрыни чувствуется сознание собственного достоинства, тонкие черты лица выражают «вежество», то есть знания, а также вдумчивость и предусмотрительность. В картине только на нем золотой крест, который напоминает о родственной связи с Добрыней летописным, воеводой князя Владимира. Богатыри Васнецова «историчны», но живут в эпическом времени, они стали воплощением самой идеи богатырства.
Пейзаж написан широкой кистью. Редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. Плавные очертания холмов с густым темным лесом на заднем плане вторят силуэтам богатырей. Высокая трава и контуры маленьких елочек и сосенок на первом плане как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. Таким образом, природа приобретает эпически монументальный характер.
Благодаря композиционно-стилистическим приемам художник передал народное представление о героях былинного эпоса. В картине выражена, по словам Владимира Стасова, «вся сила и мощь русского народа <…> сила торжествующая, спокойная и важная».
Полотно стало одним из последних приобретений П.М. Третьякова в июне 1898 года. Для произведений Васнецова был выделен большой зал на втором этаже галереи. «Богатыри» помещены на то место, которое они занимают и поныне, став одной из самых значительных и любимых картин в русском искусстве второй половины XIX века.
В. Васнецов. Богатыри. 1881-1898
Былины в музыке
А как же музыка? Композитор Римский-Корсаков тоже погружается в тему народного эпоса и богатырских подвигов, создавая оперу «Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство. В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту. Исключительно своеобразен вокальный язык оперы. Композитор писал: «...что выделяет моего «Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще,— это былинный речитатив…»
Николай Римский-Корсаков
(18 марта 1844 – 21 июня 1908)
Богатыри в кинематографе
Поговорим и о кинематографе. Фильм «Финист – Ясный сокол». Простой пахарь по имени Финист был настоящим богатырём и всегда защищал Русь от врагов. Но злодеи сумели перехитрить его и превратили в чудовище. Вернуться в своё обличье герой сможет, только если девушка полюбит его в жутком образе. А тем временем захватчик Картаус решает напасть на беззащитную родину Финиста. Эту картину придумал великий Александр Роу.
Илья Муромец получает от калик перехожих богатырскую силу и меч Святогора. Он собирается защищать Русь вместе со своими новыми товарищами Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем. Из‑за заговора бояр богатырь попадает в немилость князя, но когда на родину нападают тугары, он вновь готов сражаться со злодеями.

Картина Александра Птушко «Илья Муромец», основана на былинах о русских богатырях. Режиссёр показал масштабные батальные сцены. Интересно, что часто пишут, что в съёмках участвовало больше 100 тысяч статистов. На самом же деле Птушко вместе с операторами использовал комбинированные съёмки, чтобы показать одну и ту же массовку несколько раз и превратить её в бесчисленные полчища.

И всеми любимый мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица». Легендарная Шамаханская царица, которая сводила с ума многих царей и простых смертных, положила свой глаз и на Киевского князя. Тот заболел любовью странной по ней. Но чтобы доставить в целости и сохранности эту чудо-богиню в Киев-Град, срочно из отпуска вызывают всех троих, уже знакомых нам, богатырей: Алёшу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца. Теперь троица должна решить, как быть дальше? Вроде бы и слухи о царице ходят нелестные, и князя жаль.
Богатыри настоящего
А не переродились ли богатыри на земле нашей. Нет. И пример тому, Иван Иванович Иванов, совершивший первый таран чьим именем названа одна из улиц в городе Щёлково. На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иванов И. И. вылетел по боевой тревоге во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к аэродрому Млынов. В воздухе наши лётчики обнаружили 6 бомбардировщиков He-111 из 7-го отряда эскадры KG 55 «Гриф», которые пролетели в стороне от аэродрома и стали выстраиваться в правый пеленг. Иванов повёл звено в атаку на врага. Скомандовав выстроиться в левый пеленг, он сделал левый разворот и взялся за гашетки. Звено спикировало на ведущего. Стрелки «хейнкелей» открыли огонь по истребителям. Выйдя из пикирования, наши истребители повторили атаку. Один из бомбардировщиков был подбит. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, стали уходить на запад. После атаки оба ведомых пошли на свой аэродром, так как, маневрируя, израсходовали почти всё горючее. Пропустив их на посадку, Иванов продолжил преследование. Через несколько минут он тоже решил идти на посадку. В это время над аэродромом появился He-111. Заметив это, Иванов ринулся ему навстречу. К этому времени у него уже кончились боеприпасы и было на исходе горючее, но он продолжал атаковать. «Хейнкель», отвечая пулемётным огнём, не сворачивал с курса. Тогда, чтобы предотвратить бомбардировку аэродрома, Иванов пошёл на таран. От удара «хейнкель», пилотируемый унтер-офицером Х. Вольфейлем, потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах. Весь экипаж при этом погиб. Но и самолёт Иванова был повреждён. Из-за малой высоты он не смог воспользоваться парашютом и погиб. Произошло это в 4 часа 25 минут утра у села Загороща Ровенского района Ровенской области.
Иван Иванович Иванов
(8 октября 1909 – 22 июня 1941)
В наши дни тоже есть герои, но ими могут быть не только мужчины, но и женщины. Выпускница Остерской средней школы Рославльского района Смоленской области Полина Фотиева (Щербакова) – героиня Специальной военной операции. С самого детства девочка мечтала стать военным офицером. Она упорно шла к своей мечте: окончила школу с золотой медалью, поступила в Военный учебный центр при Национальном исследовательском университете «МИЭТ» в Зеленограде. Полина успешно прошла обучение и после выпуска в 2022 году отправилась в зону военных действий. Гвардии лейтенант Полина Фатеева сорвала танковую атаку ВСУ. Находясь на передовой позиции со своим подразделением, Полина обнаружила взвод танков противника, предпринимавших попытку обойти наши подразделения с фланга. Оперативно оценив обстановку, доложила командиру дивизиона об обнаруженном бронетанковом подразделении ВСУ и передала точные координаты его местонахождения. После того, как наши подразделения вступили в бой, Полина корректировала огонь российской артиллерии и фиксировала уничтожение вражеской бронетехники.
Полина Фотиева
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website