А. С. Пушкин "Дубровский"
О жизни А.С. Пушкина
Чем дальше от нас те тридцать семь лет, которые были отмерены Александру Сергеевичу Пушкину, тем пристальнее мы всматриваемся в его жизнь, пытаясь узнать о нем все больше и больше. Что мы ищем в нем и его творчестве? Откуда ностальгия по пушкинским временам? Наше общество слишком долго находилось в атмосфере, где властвовали такие понятия, как честь, достоинство, право на индивидуальность человека.
Интерес к творчеству Александра Сергеевича и его жизни, который не иссяк за два века, объясняется тем, что мы видим в нем гения, нашу национальную гордость, доверием, которое он заслужил своей искренностью, правдивостью и честностью. Пушкин никогда не стремился казаться лучше, чем он был на самом деле. Поэтому его произведения наполнены той приятной атмосферой его времени, которую мы можем увидеть его глазами.
Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье 6 июня 1799 года. В раннем детстве он был молчаливым и малоподвижным ребенком — старшая сестра Ольга вспоминала, что до шести лет мальчик «был просто увалень». Начальное образование Пушкин получил дома. Воспитание его ничем не отличалось от общепринятой тогда в дворянских семьях системы: родители нанимали ему гувернеров и учителей из Франции, Германии, Англии, России.
А.С. Пушкин в детстве
Учеба давалась Пушкину тяжело, а преподаватели отмечали, что он не прилежен. Однако вскоре мальчик увлекся чтением. «Проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой», — вспоминал позже его младший брат Лев.
Любовь к чтению переросла в попытки создавать собственные тексты. Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии, подражая Мольеру. Позже, прочитав произведения Лафонтена, юный автор захотел писать басни. А ознакомившись с «Генриадой» Вольтера, Пушкин задумал поэму в шести песнях: все прочитанные книги вдохновляли начинающего автора.
В 1811 году родители Пушкина решили отдать сына в Иезуитский коллегиум, но их планы изменились, когда в Царском Селе открылся лицей для дворянских детей. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам. Но статус Лицея понизился: Пушкин учился в привилегированном и закрытом учреждении, но среди равных себе детей из обедневших фамилий. В стенах Лицея многие крепко сдружились. Три товарища — Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер — остались друзьями Пушкина на всю жизнь.
В Лицее преподавали известный юрист Александр Куницын, философ Александр Галич, филолог Николай Кошанский. Именно профессора в большей степени влияли на интеллектуальное и нравственное становление лицеистов — родные могли навещать своих детей только по выходным. В будние дни занятия начинались в семь утра и продолжались до позднего вечера. В годы учебы Александр Пушкин воспринимал альма-матер как «монастырь» и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием Лицея.
Учился Пушкин не очень хорошо, особенно тяжело юному писателю давались логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника. В Лицее он продолжал много читать и писать тексты на французском языке.
На русском языке Александр Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания, а также намечал структуру будущей автобиографии. Юного автора настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперед.
В 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей. По успеваемости он был 24-м из 29 выпускников. Пушкина направили в Коллегию иностранных дел — чиновником X класса. Но там он только числился: государственная служба мало привлекала юношу.
Пушкин вступил в литературно-театральное общество «Зеленая лампа» при декабристском «Союзе благоденствия». На собраниях читали стихи, обсуждали театральные премьеры, критиковали публицистические статьи.
8 февраля 1837 года состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом — главным интриганом, порочащим репутацию Натальи Пушкиной. Во время поединка поэт был тяжело ранен и скончался через два дня. Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.
Роман "Дубровский"
А теперь обратимся к роману «Дубровский». Александр Сергеевич работал над ним с 1932 по 1933 год, но так и не смог его закончить. Действие романа разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре сюжета — любовь Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — отпрысков двух враждующих семей помещиков.
История романа достаточно проста. У Пушкина был один друг – Павел Воинович Нащокин. Он жил в Москве, и Пушкин любил останавливаться у него, когда приезжал в Москву. Однажды Нащокин рассказал Пушкин об одном дворянине, Островском: тот был небогат, судился с соседом из-за земли, проиграл судебный процесс, остался без изменения и вместе со своими крестьянами принялся грабить сначала чиновников, а потом и прочих людей – в лесу на небольшой дороге. Продолжалось это недолго, его арестовали. Нащокин видел Островского в тюрьме. Пушкин решил написать о нем. Изначально фамилия героя была настоящей, а позже Александр Сергеевич передумал и назвал его Владимиром Дубровским.
Но и эта фамилия была реальной: в начале XIX века в Нижегородской губернии суд отобрал имение у помещика с фамилией Дубровский. Там же жил богатый помещик Троекуров. Название деревни Кистеневки, которое было во владениях Дубровских, на самом деле принадлежало семье Пушкиных. Александр Сергеевич узнал об этих людях благодаря судебному делу, оно и было в последствии положено в основу романа. Пушкин изменил только фамилии.
Самое главное, считал Пушкин: драматическая основа романа – конфликт между бедным дворянином Дубровским и самодуром-богачом Троекуровым – соответствует тому, что могло происходить в российской действительности тех времен.
На первый взгляд, узы товарищества связывают двух бывших военных – отставного поручика Андрея Гавриловича Дубровского и генерал-аншефа в отставке Кирилу Петровича Троекурова. Богач выделяет среди всех гостей только лишь Дубровского. «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характере, и в наклонностях», - сказано в романе. Однако это сходство не помогло в решении конфликта. Поручик не стерпел обиды со стороны троекуровского псаря и потребовал его выдачи. «… а будет моя воля наказать его или помиловать, - написал он генералу, - а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, старинный дворянин».
Исконный дворянин, но бедный и поэтому беззащитный. Правят же такие, как Троекуров. «Как, - вскипел тот, прочитав письмо Дубровского, - высылать ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! Да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается?»
Конфликт разгорался. Разгорался между людьми, состоящими на разных ступеньках социальной лестницы, но схожих по характеру.
Огромное расстояние отделяет богатых, которые обладают властью, от бедных, ни власти, ни даже возможности отстоять свое достоинство. Такова природа конфликта – то решающее обстоятельство, которое приводит в движение сюжет романа, заставляет поступить так, а не иначе всех персонажей, от главных до второстепенных.
Пушкин всегда обращается и к своим современникам, и к своим потомкам. Он был уверен, что новому поколению будет важно знать, как жили когда-то их соотечественники. Как отстаивали свои права, как сопротивлялись злу и несправедливости, как страдали и любили…
Первый том Посвящен противостоянию Троекурова и старика Дубровского, а вот основной темой второго является любовная интрига. Он начинается с описания праздника, который устроил Кирила Петрович Троекуров и на котором присутствует недавно нанятый для его сына учитель Дефорж.
Страницы с участием этого француза захватывают с первых слов, как в приключенческом романе. Когда тайна Дефоржа раскрывается, читатель все равно остается в напряжении. Один факт влечет за собой другой, действие не тормозится дотошными описаниями обстановки, природы и т.д. Они есть, но, как вы могли заметить, они лаконичны и необходимы для лучшего постижения событий действующих лиц. Все излагается коротко, точно, в высшей степени выразительно. Как, например, эта характеристика ответа исправника на вопрос Троекурова, поймает ли он Дубровского: «Исправник струсил, поклонился, заикнулся и произнес наконец: «Постараемся ваше превосходительство».
А теперь обратимся к любовной интриге. У Андрея Гавриловича Дубровского – сын. У Кирилы Петровича – дочь. В самом начале романа, в первой главе, Троекуров, еще не поссорившийся с владельцем Кистеневки, «часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». На что отец Владимира неизменно отвечал «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
Этот диалог предвосхищает те события, которые произойдут в будущем между Марией и Владимиром.
Знакомство молодых людей достаточно романтичны. Они необычны и исключительны: после смерти отца, пожара в имении Владимир бродит вокруг дома Троекуровых с мыслью о мщении, но встречает его дочь, влюбляется в нее и отказывается от мести врагу; Маша влюбляется во француза-учителя, не догадываясь, что он – разоренный ее отцом молодой Дубровский. Эта исключительность, необычность нисколько не искажает реальной сущности их отношений, они вполне жизненны и правдоподобны. В жизни немало таких романтичных историй. На то она и жизнь.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website